Мальтийский крест, жемчуга и бриллианты: история создания легендарной бижутерии Chanel

Шанель изменила отношение общества к бижутерии, доказав, что главное в украшении не внешний лоск и показное богатство, а внутренняя сила, которая проявляется в дизайне, фантазии и новаторском подходе. Хотя у нее была собственная впечатляющая коллекция изысканных ювелирных изделий, она предпочитала сочетать их с бижутерией. Коко славилась тем, что могла украсить себя длинными ожерельями из искусственного жемчуга, которые красиво контрастировали с минималистичным дизайном ее наряда. 

Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото, — говорила знаменитая Мадемуазель.


            Мальтийский крест, жемчуга и бриллианты: история создания легендарной бижутерии Chanel        Габриэль Шанель, 1958 год

В 1922 году Коко взялась за создание своей первой бижутерии. В это время ей помогал ее приятель граф Этьен де Бомон — неистощимый выдумщик, ценитель искусства и легенда парижской светской жизни. Этот человек вращался в аристократических и богемных кругах, так что отлично знал, чем можно впечатлить взыскательную публику. Де Бомон делал для Шанель эскизы будущих украшений и приложил руку к созданию длинных колье из разноцветного стекла Gripoix. И успех бижутерии Chanel напрямую связан с Домом Gripox. Появление собственной линии украшений было логичным продолжением главной концепции Коко Шанель — «роскошь должна быть удобной». Дом Gripoix выпускал и свою собственную линию украшений. Прекрасные колье в виде цветов и насекомых были очень популярны у модниц начала прошлого века. Их носила в жизни и на сцене Сара Бернар, ими был очарован модный кутюрье Чарльз Фредерик Ворт. Мадам Грипуа так же сотрудничала и с Полем Пуаре, создавая для кутюрье бижутерию в восточном стиле. 

Еще одним важным помощником Коко стал Франсуа Гюго — ювелир с очень необычной фантазией, друживший с художником-сюрреалистом Максом Эрнстом. Оригинальное мышление Гюго притягивало к нему других столь же изобретательных людей: в частности, он сотрудничал с Жаном Кокто и Пабло Пикассо. Гюго дружил с художниками и мыслил, как художник, возможно, поэтому он привлек внимание Шанель. Для нее он создавал эскизы брошей, пуговиц и клипс. В какой-то момент для создания собственной линии бижутерии Шанель обратилась к герцогу Фулько ди Вердура. В 1927 году Фулько работал у нее дизайнером по текстилю, но Коко быстро заметила его талант и попросила обновить художественное оформление ее собственных изысканных украшений. Вскоре после этого герцог стал главным дизайнером ювелирных изделий Chanel, этот пост он занимал восемь лет.


            Мальтийский крест, жемчуга и бриллианты: история создания легендарной бижутерии Chanel        Одна из первых коллекций украшений Chanel, 30-е годы

Вместе Шанель и Фулько переосмыслили крест Мальтийского рыцарского ордена, они вдохнули в старый символ новую жизнь. В интерпретации Фулько Мальтийский крест был заполнен разноцветными полудрагоценными камнями и помещен на парные браслеты-манжеты с белой эмалью. Шанель обожала эти браслеты, она добавила их в свой личный гардероб и очень часто носила. Манжеты Chanel с Мальтийским крестом поступили в продажу примерно в 1930 году, и с тех пор они остаются основой коллекции украшений Chanel. Выбор Мальтийского креста в качестве основы украшений символичен. Восемь концов этого креста отсылают к восьми рыцарским добродетелям, среди которых есть в том числе и искренность. Именно она чувствуется в работах Шанель — эти украшения не лгут! 


            Мальтийский крест, жемчуга и бриллианты: история создания легендарной бижутерии Chanel        Ольга Лефферс
            Мальтийский крест, жемчуга и бриллианты: история создания легендарной бижутерии Chanel        Выставка украшений Chanel  в Париже
            Мальтийский крест, жемчуга и бриллианты: история создания легендарной бижутерии Chanel        Брошь «Мальтийский крест» Chanel из коллекции VintageDream

В 1932 году Шанель получила заказ от сообщества торговцев бриллиантами на создание своей первой и единственной коллекцией высокого ювелирного искусства, получившей название Bijoux de Diamants. Как следует из названия, центром этой коллекции стали бриллианты. Переход от бижутерии к изделиям с драгоценными камнями — смелый шаг, но как мы знаем из истории, слова «смелость» и «Шанель» — почти синонимы. В этих камнях были необходимые для Коко изящество и блеск. Она видела большое в малом — ей нравилось, что скромные размеры лишь подчеркивают их масштабную красоту.

Дизайнеры классических ювелирных украшений в основном критиковали работы Коко, они воспринимали ее исключительно как создателя костюмной бижутерии и модельера, но не ювелира. Однако публику не обманешь — она приняла ювелирные эксперименты Шанель очень тепло. Правда, ювелирное направление Chanel окрепнет лишь в 1993 году, когда в модном доме будет творить и работать еще одна легенда — Карл Лагерфельд. При нем Модный Дом Chanel открыл ювелирно-часовой бутик в Париже. В честь этого события были представлены оригинальные модели Bijoux de Diamants и новые коллекции. 


            Мальтийский крест, жемчуга и бриллианты: история создания легендарной бижутерии Chanel        Линда Евангелиста на показе Chanel, 1993 год.

В 1954 году магазин был вновь открыт на улице Камбон, возобновив продажу своих коллекций прет-а-порте и украшений. В это время Коко обратилась к французскому ювелиру Роберу Гуссенсу с просьбой разработать новую коллекцию. Отец Гуссенса был литейщиком по металлу, и в юности Робер учился в качестве подмастерья по изготовлению ювелирных изделий. До сотрудничества с Chanel Гуссенс был уже хорошо известен в области ювелирных украшений от кутюр. Он создавал дизайн для Rochas, Balenciaga и даже для соперницы Chanel — Эльзы Скиапарелли. 

Гуссенс разделял любовь Шанель к смешиванию искусственных и полудрагоценных камней в своих изделиях. Он наиболее известен тем, что создал золотую брошь с тремя жемчужинами и бриллиантом, которую Шанель носила сама и включила ее в свои коллекции. Гуссенс продолжил сотрудничать с брендом Chanel даже после того, как Коко Шанель скончалась в 1971 году. 


            Мальтийский крест, жемчуга и бриллианты: история создания легендарной бижутерии Chanel        Chanel Metiers D’Art 2021-2022

В наши дни за развитие ювелирных традиций Chanel отвечает креативный директор ювелирной студии Патрис Легеро. Он создает много интересного — от посвященной России коллекции Le Paris Russe De Chanel до новой версии той самой легендарной коллекции 1932 года. Переосмысление старых идей будет представлено в Париже в июле этого года, его приурочат к 90-летию оригинального собрания. Патрис создает коллекцию высокого ювелирного искусства, он как истинный художник не боится экспериментов, сталкивая в своих ювелирных работах бриллианты и горный хрусталь, получая тем самым особый двойной блеск. 

Известно, что настоящая классическая живопись существует как бы вне времени: она была актуальна и в те же 1930-е, она сохранила свою ценность и в наши дни. В ювелирной деятельности Легеро стремится к такому вневременному искусству. Он хочет, чтобы украшения Chanel не устаревали, тем самым логично продолжая дело самой Коко, чьи прижизненные работы по-прежнему будоражат умы ценителей и последователей. Кроме того, Патрис разделяет страсть Шанель к универсальности и многофункциональности изделий. В новой версии коллекции 1932 года точно будут украшения-трансформеры. Одно из них уже известно — это колье Allure Céleste, в котором бриллианты сочетаются с прекрасным синим сапфиром. 


            Мальтийский крест, жемчуга и бриллианты: история создания легендарной бижутерии Chanel        Chanel Metiers D’Art 2021-2022

Сегодня модный дом Chanel чтит фундаментальные убеждения Коко в том, что украшения должны сочетать в себе изысканность ювелирного изделия и смелость бижутерии. Сама Шанель была пионером в модной бижутерии, а ее культовые модели украшений в наши дни так же популярны, как и во время их дебюта.

По материалам: ru.hellomagazine.com

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close